8 (846) 214-58-14
samara@ombudsmanbiz.ru

Уполномоченный по защите прав
предпринимателей в Самарской области
Харченко Эдуард Иванович

Бизнес-омбудсмен

Уполномоченный восстановил права научно-производственного объединения Самарской области

В октябре 2018 года к уполномоченному по защите прав предпринимателей обратилось научно-производственное объединение «Созвездие-М», которое занимается лабораторными исследованиями в области карантина растений. ООО НПО «Созвездие-М» утверждало, что Россельхознадзор Самарской области их ущемляет. 

Что произошло? 

При обнаружении на какой-либо территории карантинного объекта, на этой территории устанавливается карантинный фитосанитарный режим. Он представляет собой комплекс мер, направленных на создание условий для локализации очага карантинного объекта, ликвидации популяции карантинного объекта в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений и программой локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта в целях обеспечения карантина растений и предотвращения дальнейшего распространения карантинных объектов. Одной из таких мер является ограничение вывоза без карантинного сертификата из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим. Например, если установлена карантинная фитосанитарная зона в отношении амброзии, то вывоз любой подкарантинной продукции, для которой характерно заражение данным карантинным объектом должно осуществляться на основании карантинного сертификата. Это ограничение обеспечивает предотвращение распространения карантинного объекта при перемещении подкарантинной продукции внутри РФ.

На протяжении 2018 и 2019 года заказчики ООО «НПО «Созвездие-М» получали отказы в оформлении карантинных сертификатов по различным причинам.

Разбирательство

«Созвездие-М» сразу обратились в федеральную службу по аккредитации, расширили область аккредитации, в той части, в которой посчитали нужным, и начали спор. НПО утверждало, что его аккредитации достаточно, чтобы проводить лабораторные исследования такого типа, так как существует несколько этапов исследования. Первый этап — обнаружение засорения. Зерно просеивают, чтобы понять, есть ли в образце что-то кроме него. Второй этап — идентификация. Это необходимо, если засорение все-таки было обнаружено и именно на этом этапе важна аккредитация всех объектов, чтобы понять что за засорение. Важно упомянуть, что  «Созвездие-М» дает заключение только в том случае, если ничего не найдено. Если же что-то обнаружено, то они сразу запечатывают найденное и отправляют в специализированную лабораторию, которая уже может идентифицировать это. Однако Россельхознадзор Самарской области стоял на своем, утверждая, что из-за отсутствия полной аккредитации, «Созвездие-М», проводя исследования, не смогут обнаружить засорения. 

Нами была привлечена Самарская межрайонная природоохранная прокуратура, которая изучила дело и встала на сторону «Созвездия-М», объясняя, что аккредитация, о которой говорит Россельхознадзор Самарской области, не нужна. Существует карантинная фитосанитарная зона, которая необходима, чтобы не допустить распространение карантинного объекта. Заключение НПО дает гарантию, что объект не уходит из фитосанитарной зоны. Россельхознадзор Самарской области же требовал проверку и на другие объекты. Чтобы разобраться в ситуации, мы подготовили заключение и обратились в Россельхознадзор РФ, Минсельхоз России. Дело также было направлено для рассмотрения в УФАС по Самарской обалсти.

Итог

22 января 2020 года Самарским УФАС было вынесено решение признать в действиях Управления Россельхознадзора по Самарской области нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона № от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в предъявлении необоснованных требований о необходимости наличия аккредитации на право проведения лабораторных исследований по всем карантинным объектам, включенным в перечень карантинных объектов, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 № 158 «Об утверждении единого перечня карантинных объектов Евразийского экономического союза» и Приказом Минсельхоза России от 15.12.2014 № 501 «Об утверждении Перечня карантинных объектов» не предусмотренных ни федеральным, ни региональным законодательством, и выдать предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона № от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем отзыва писем с отказами.