8 (846) 214-58-14
samara@ombudsmanbiz.ru

Уполномоченный по защите прав
предпринимателей в Самарской области
Харченко Эдуард Иванович

Бизнес-омбудсмен

Надзорные каникулы

Уважаемые предприниматели! Информируем Вас об изменении Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

13 июля 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Далее – Закон № 246-ФЗ).

Законом № 246-ФЗ установлено следующее:

С 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года вводятся так называемые «надзорные каникулы» для субъектов малого и среднего предпринимательства. Он предполагает установление запрета на проведение плановых проверок органами государственного и муниципального контроля,(внеплановых проверок это не касается). Однако не все предприниматели смогут им воспользоваться.

При наличии информации о том, что в отношении указанных лиц ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля при формировании ежегодного плана проведения плановых проверок вправе принять решение о включении в ежегодный план проведения плановых проверок проверки в отношении таких лиц. При этом в ежегодном плане проведения плановых проверок приводится информация об указанном постановлении либо решении, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение.

То есть «надзорные каникулы» в первую очередь гарантированы добросовестным бизнесменам

Также под «надзорные каникулы» не подпадут предприниматели, осуществляющие виды деятельности в сфере: здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в социальной сфере. Соответствующий Перечень видов деятельности утвержден Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью». Плановые проверки таких организаций и ИП, как и ранее, могут проводиться два и более раза в три года.

Ну и, наконец, "надзорные каникулы" не распространяются на отдельные виды госконтроля. Их исчерпывающий перечень приведен в п. 6 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ (в ред. Закона № 246-ФЗ). В него включены:

  1. федеральный госнадзор в области промышленной безопасности и федеральный государственный пожарный надзор в отношении юрлиц и ИП, которые эксплуатируют опасные производственные объекты I или II класса опасности;
  2. федеральный госнадзор в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юрлиц и ИП, эксплуатирующих гидротехнические сооружения I или II класса опасности;
  3. государственный экологический надзор в отношении юрлиц и ИП, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, I или II категории;
  4. федеральный госнадзор в области обеспечения радиационной безопасности;
  5. федеральный госконтроль за обеспечением защиты государственной тайны;
  6. лицензионный контроль в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;
  7. внешний контроль качества работы аудиторских организаций, определенных Законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности";
  8. федеральный госнадзор в области использования атомной энергии.

Напомним, что критерии субъектов малого предпринимательства определены ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Причем благодаря Закону от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ и Постановлению Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702 они «укрупнились».

Критерии субъектов малого предпринимательства

Наименование критерия Содержание критерия
Средняя численность работников За предшествующий календарный год средняя численность работников организации (ИП) не должна превышать следующих пределов:
  • до 15 человек - для микропредприятий;
  • до 100 человек включительно - для малых предприятий
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) Выручка организации или ИП от реализации без учета НДС за прошлый календарный год не должна превышать:
  • 120 млн руб. - для микропредприятий;
  • 800 млн руб. - для малых предприятий
Доля участия в уставном капитале организации
  • доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, благотворительных и иных фондов, общественных и религиозных организаций в уставном капитале организации не должна превышать 25 процентов;
  • порог участия иностранных юридических лиц, а также российских юрлиц, не являющихся субъектами МСП, в уставном (складочном) капитале субъектов МСП составляет 49 процентов

Подтверждать факт отнесения компании или ИП к субъектам малого предпринимательства дополнительно не требуется, ни один орган в настоящее время таких документов не выдает. Соответствующую информацию чиновники должны сами получить в порядке межведомственного обмена. Порядок такового также определит Правительство РФ.

Законом №246-ФЗ предусмотрено, что должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля перед проведением плановой проверки обязаны разъяснить руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю содержание положений Закона № 246-ФЗ.

В случае представления должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении плановой проверки документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится плановая проверка, к категории лиц подлежащих исключению из плана проверок, проведение плановой проверки прекращается, о чем составляется соответствующий акт.

Законом №246-ФЗ предусмотрено, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении их, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок незаконно. Порядок подачи заявления, перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства, порядок рассмотрения этого заявления, обжалования включения проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, а также исключения соответствующей проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок будет определен Правительством РФ.

Таким образом, предприниматель имеет возможность ознакомиться с планом проверок на будущий год на сайте www.proverki.gov.ru В случае, если информация о нем включена в план проверок на 2016 и последующие годы, он вправе обратиться с заявлением (форма которого будет утверждена Правительством РФ) в этот контролирующий орган и приложив документы (перечень которых будет утвержден Правительством РФ), подтверждающие отнесение его к категории малого или среднего предпринимательства и потребовать исключить его из плана проверок.

В том случае, если начиная с 01 января 2016 года Вам до начала проведения проверки сотрудниками контролирующего органа не разъяснены положения Закона № 246-ФЗ, в связи с чем Вы не смогли воспользоваться правом на прекращение проверки в отношении Вашего ИП или ООО, это будет признано грубым нарушением требования законодательства о государственном контроле(надзоре) и муниципальном контроле и повлечет недействительность результатов проверки, что бы она при этом не выявила.

ВНИМАНИЕ: требования Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» НЕ распространяются

  1. при проведении мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля;
  2. при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия;
  3. при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования;
  4. при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации;
  5. при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;
  6. при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;
    6.1. при проведении проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности;
  7. к мероприятиям по контролю, направленным на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
  8. к мероприятиям, проводимым должностными лицами пограничных органов при осуществлении своих полномочий во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях.

А также не применяются также при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора):

  1. контроль за осуществлением иностранных инвестиций;
  2. государственный контроль за экономической концентрацией;
  3. контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;
  4. налоговый контроль;
  5. валютный контроль;
  6. таможенный контроль;
  7. государственный портовый контроль;
  8. контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  9. контроль на финансовых рынках;
  10. банковский надзор;
  11. страховой надзор;
  12. надзор в национальной платежной системе;
  13. государственный контроль за осуществлением клиринговой деятельности;
    13.1) государственный контроль за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов;
  14. контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  15. контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  16. пограничный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный и транспортный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
  17. контроль за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов;
  18. контроль за деятельностью организаторов распространения информации в сети "Интернет", связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и информации об этих пользователях;
  19. контроль за соблюдением требований в связи с распространением информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
  20. контроль и надзор за обработкой персональных данных.

Таким образом, как и раньше вышеописанные ограничения на проверки не распространяются на прокуратуру, полицию и налоговую инспекцию, и пр. указанные в исключении.