8 (846) 214-58-14
samara@ombudsmanbiz.ru

Уполномоченный по защите прав
предпринимателей в Самарской области
Харченко Эдуард Иванович

Бизнес-омбудсмен

Участники рынка пива Самарской области заявили о необходимости перенести сроки внедрения ЕГАИС для оптово-розничного звена алкогольного рынка

В Самаре 16 декабря состоялся круглый стол «Вопросы внедрения ЕГАИС для пивоваренной продукции в торговых организациях оптового и розничного звена».

Организаторами круглого стола выступили Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Самарской̆ области, Союз российских пивоваров при участии министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

Учитывая актуальность проблемы внедрения ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система), на круглый стол съехались более 70 представителей торговых и производственных организаций Самарской области. В обсуждении основных вопросов по подключению организаций торговли и производственных предприятий к ЕГАИС также приняли участие представители Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу, министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, муниципальных администраций, отраслевых общественных ассоциаций.

На круглом столе было отмечено, что официальный срок сдачи разработчиком ФГУП «ЦентрИнформ» модуля передачи данных от предприятий торговли в ФС РАР – 23 декабря 2015 года. А с 1 января 2016 года передавать данные в ЕГАИС должны начать более 300 тысяч субъектов бизнеса в РФ.

Участники круглого стола единодушно отметили, что внедрение ЕГАИС проходит крайне сложно, как в организационном, так и в техническом плане.

Дмитрий АТЛАСОВ, Руководитель службы информационных технологий НП «Объединение участников пиво-безалкогольного рынка» (г. Москва): «Вся тяжесть по внедрению системы ЕГАИС легла на поставщиков. Нам приходится самим разъяснять каждому клиенту, что ему необходимо сделать, постоянно консультировать и самим их подключать. Других вариантов просто нет. Нам нужна отсрочка как минимум месяца на три, а лучше на полгода. Без этого легальные поставщики и продавцы пива поголовно станут нарушителями».

Нормальному внедрению ЕГАИС также мешает недостаточный уровень автоматизации и оснащения интернетом территории Российской Федерации. Количество потенциальных пользователей системы – 315 тысяч, теоретически они должны иметь возможность работать в системе одновременно.

Герман ЭПШТЕЙН, вице-президент ООО «Пивоваренная компания «Балтика» по информационным технологиям региона Восточная Европа: «Балтика» – полностью прозрачная и открытая компания, которая добросовестно исполняет все свои обязательства и поддерживает инициативы Правительства по борьбе с чрезмерным употреблением алкоголя. Мы восьмой год подряд наблюдаем негативную динамику рынка пива. Но, к сожалению, сегодня все силы регулятора отрасли и участников рынка направлены не на решение главной проблемы – роста контрафактной продукции, который одинаково больно бьет и по государству, и по участникам легального рынка, а на разработку и внедрение сложного программного продукта, не учитывающего реалии жизни. Внедрение ЕГАИС – процесс крайне болезненный и затратный, поэтому помимо переходного периода следует существенно доработать функционал системы. Должна появиться возможность продажи продукции контрагентам, у которых пока нет учетной записи в ЕГАИС. Без этого производители, стоящими первыми в производственно-сбытовой цепочке, не смогут производить отгрузку, а 90 процентов опта и розницы не смогут легально получить продукцию. Мировая практика систем подобного масштаба в стране с подобным уровнем автоматизации не знает. Наша российская практика также учит осторожности: отладка куда более простой процедуры предоставления деклараций об объеме производства и обороте алкогольной продукции в бумажном виде заняла годы. Имея такой опыт за плечами, нельзя рассчитывать на беспроблемный запуск сырого программного продукта, охватывающего около 300 тысяч пользователей».

На текущий момент подготовка по подключению к ЕГАИС ведется оптовыми и розничными компаниями с использованием тестовых программных модулей, отсутствуют подзаконные акты, регламентирующие работу в ЕГАИС. Однако осталось две недели до начала работы ЕГАИС в оптово-розничном звене, и с нарушителей поневоле начнут взимать многотысячные штрафы.

Валентин АСТАХОВ, председатель Ассоциации производителей и поставщиков алкогольной продукции при Торгово-промышленной палате Самарской области: «По итогам одиннадцати месяцев 2015 года за нарушения, допущенные при работе с системой ЕГАИС, в отношении реализации крепкого алкоголя наложено около 12 миллионов рублей штрафов. Как малый пивовар, имеющий небольшие объемы и доходы немногим больше 10 тысяч рублей в месяц, заплатит эти большие штрафы? От ошибок никто не застрахован, особенно на стадии внедрения, когда столько неясных и недоработанных моментов. В текущей экономической ситуации мы должны лелеять легальных производителей алкоголя, отдающих значительную часть своих доходов в бюджет».

Также участники подняли тему постоянного изменения региональной правовой базы, касающейся условий розничной продажи алкогольной продукции. Последнее серьезное ужесточение, затронувшее сотни торговых точек и предприятий общественного питания Самарской области, было введено 1 августа 2015 года и ужесточило требования к площади помещений, их расположению и времени работы.

Сергей ВАСИЛЬЕВ, Союз производителей и продавцов пива Самарской области: «При внедрении ЕГАИС совершенно не учитывается и без того тяжелое положение многих малых предпринимателей, работающих в отрасли. Региональные депутаты, вводя новые ограничения, не учитывают график внедрения ЕГАИС. Необходимость внести серьезные изменения в работу, требующие значительных затрат, просто убивает бизнес. Необходимость приобретения дополнительного оборудования, программного обеспечения, доступа к сертификатам ЕГАИС, найм сотрудника или аутсорсинг – все это дополнительные ежемесячные затраты, которые экономика большинства точек не предусматривает и не выдержит».

Практически все выступающие отмечали проблему роста теневого рынка алкогольной продукции, связанную с введением большого числа нелогичных и непродуманных ограничений и регулирующих механизмов.

Валерий ТИХОНОВ, руководитель Департамента регулирования оборота алкогольной продукции министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области: «Сейчас для рынка пива сложное экономическое и организационное время. На сегодня даже Росалкогольрегулирование признает отсутствие ряда подзаконных нормативных актов и недоработку функционала системы. В итоге четкое понимание, как торговать, есть только у тех, кто осуществляет эту деятельность нелегально. Наша задача общими усилиями вытеснить нерадивых предпринимателей, которые не чтут закон, и попытаться минимизировать негативные последствия от внедрения ЕГАИС для добросовестных участников рынка».

Евгений БОРИСОВ, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Самарской области: «Система ЕГАИС разработана с целью борьбы с контрафактным алкоголем. Однако сейчас неотлаженность её работы негативно сказывается на легальных производителях и предпринимателях. Есть опасения, что результатом станет пополнение числа нелегальных предпринимателей. Уже сейчас в России порядка 20-25 миллионов трудоспособного населения формально нигде не работает. Задача государства сейчас наладить работу ЕГАИС таким образом, чтобы бизнесу стало выгодно легализовать свою деятельность».

Напомним, на текущий момент законом предписано подключение к системе ЕГАИС предприятий-производителей с 01.10.15 г., оптовых организаций торговли – с 01.01.16 г., розничных организаций торговли в городах с 01.07.2016 г, розничных организаций торговли в сельской местности – с 01.07.2017 г.

В качестве одного из решений по снижению нагрузки, связанной с внедрением в организациях торговли ЕГАИС, участниками круглого стола было предложено установить переходный период для введения ЕГАИС для оптового и розничного звена сроком на три месяца с момента начала действия норм при условии подключения к системе, в течение переходного периода не применять административные наказания (штрафы, лишение лицензии и другие) в отношении участников алкогольного рынка при технических сбоях и ошибках, связанных с функционированием системы ЕГАИС.

Также участники предложили объявить мораторий на введение новых ограничений регионального и муниципального уровня для участников алкогольной отрасли в период внедрения ЕГАИС, а именно на период 2016-2017 гг. Все предложения были консолидированы в резолюции, принятой участниками мероприятия, которая будет направлена в региональные и федеральные органы власти.

РЕЗОЛЮЦИЯ