8 (846) 214-58-14
samara@ombudsmanbiz.ru

Уполномоченный по защите прав
предпринимателей в Самарской области
Харченко Эдуард Иванович

Бизнес-омбудсмен

Титов: Путин дал сигнал к повышению защиты бизнеса

Предложения Президента РФ Владимира Путина по защите бизнеса от избыточных проверок и следственных действий в ближайшее время будут оформлены в виде законопроектов и внесены на рассмотрение Госдумы.

Об этом в интервью телеканалу «Россия 24» заявил уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов.

«Я информировал президента в своем докладе о том, что проблема ареста предпринимателей на предварительном этапе следствия есть и мы очень рады, что такая реакция есть. Я надеюсь, что после тех поручений, которые были даны, и то, что мы услышали во время встречи, это серьезно повлияет на правоохранительные и следственные органы, с тем чтобы здесь полностью соблюдалась законность.

Думаю, что в ближайшее время мы напишем тексты вместе с экспертами, депутатами Государственной думы, и они будут приняты в ближайшее время. Здесь главное даже, не как быстро будут изменены законы, а как правоохранители услышат тот недвусмысленный сигнал, который дал президент. И сама правоприменительная система, я надеюсь, начнет меняться просто незамедлительно».

Владимир Путин отметил необходимость снижения административного давления на бизнес в России в ходе совещания по вопросам реализации крупных инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе.

«Я считаю это вопросом важным, и не только для Дальнего Востока, но и для страны в целом. Административное давление, давление со стороны правоохранительных органов часто является совершенно избыточным. Поэтому мы все время об этом говорим, принимаем решения на этот счет, и, кстати говоря, многие из них работают в положительном плане.

Но практика показывает, что принятых решений недостаточно. Это касается и количества так называемых внеплановых проверок. Внеплановые проверки осуществляются, как правило, без соответствующего согласования с прокуратурой, там только 2–3% согласовывается с прокуратурой, все остальное идет самостоятельно. И в этой связи считаю возможным ограничить количество внеплановых проверок в отношении предпринимателей – не более 30% от количества плановых проверок, за исключением ситуаций, связанных с чрезвычайными обстоятельствами, с чрезвычайными ситуациями. В условиях чрезвычайной ситуации, конечно, эти проверки обоснованы, и их сокращать нельзя.

Теперь что касается срока проведения внеплановых проверок. Они сейчас длятся бесконечно долго, это нужно прекратить. Срок проведения внеплановых проверок должен быть ограничен 10 сутками.

Теперь по поводу предмета внеплановых проверок. Считаю возможным ограничить предмет внеплановых проверок только фактами, послужившими основанием для ее проведения. Мы знаем, как практика складывается. Под одним основанием проверяющая организация заходит, а потом проверяет все подряд.

Теперь по поводу очень чувствительного для бизнеса вопроса – это вопрос использования такой меры, как заключение под стражу. Вопрос непростой, очень чувствительный. Повторяю, у нас принято специальное законодательство, специальный закон принят – это статья 108, по-моему, 1.1 УПК Российской Федерации, которая вводит особый порядок принятия мер, обеспечивающих проведение следствия в отношении предпринимателей. Но правоохранительные органы часто обходят эту статью путем возбуждения дел по другим статьям, в том числе по мошенничеству. И следствие ведется очень долго. Представители правоохранительных органов время от времени, спустя какое-то время, предусмотренное законом, обращаются в суд за продлением содержания под стражей.

Этот вопрос должен быть отрегулирован. И часто при обращении в суд за продлением представители следствия не предъявляют убедительных доказательств того, что следствие вообще ведется, что предпринимаются следственные действия. Считаю абсолютно обоснованным, если при отсутствии активных действий по ведению следствия граждане, находящиеся под арестом, имею в виду предпринимателей, будут от этих арестов, от заключения под стражу освобождены. Это нужно отработать Верховному суду, Генеральной прокуратуре. Если потребуется, можно внести изменения в закон. На самом деле главное, чтобы решения были приняты оперативно.

Затем считаю обоснованным и исключительно важным исключить применение в интересах следствия мер, приводящих к приостановлению деятельности предприятий, включая изъятие жестких дисков с рабочих компьютеров и серверов. Если для следствия нужно (такая необходимость, конечно, может возникать, она имеется), достаточно снять копии, заверить их и пользоваться в ходе следствия. Зачем создавать условия, невозможные к продолжению деятельности предприятия, вплоть до невозможности уплаты налогов?

Ну и, наконец, у нас созданы структуры, защищающие права предпринимателей, это Титов Борис Юрьевич с его командой, с его представителями на местах. Им должно быть предоставлено право защищать интересы членов своих организаций, имею в виду предпринимательские организации: ТПП, «Опора России», «Деловая Россия» и другие, – представлять интересы членов своих организаций в суде. Если это требуется, тоже можно прописать в законе, но имеется в виду не подавать там коллективные иски или иски в интересах неограниченного круга лиц, но представлять интересы своих конкретных членов своих организаций вполне обоснованно. И тоже надеюсь, это внесет определенный позитив в рассмотрение дел, связанных с предпринимательской деятельностью либо связанных с нарушением закона в сфере предпринимательства.

Вот это все, имея в виду, что у нас совещание посвящено все-таки другой теме, теме регионального развития, хоть и очень важной, но то, о чем я сказал, имеет непосредственное отношение ко всей экономике, ко всей стране, к ведению предпринимательства на всей территории Российской Федерации. Это мы сформулируем отдельным поручением».

Источник: Вести.Экономика