8 (846) 207-18-52
samara@ombudsmanbiz.ru

Уполномоченный по защите прав
предпринимателей в Самарской области
Борисов Евгений Николаевич

Бизнес-омбудсмен

Прокуратура разъясняет

Недавно, органы контроля привлекли меня к административной ответственности. Я не согласен, что мне делать?

Вы вправе обжаловать решение административного органа о привлечении Вас к административной ответственности в Арбитражный суд Самарской области.

В соответствии со ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить исполнение оспариваемого решения.

Следует отметить, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства
прокуратуры Самарской области Д.А. Левичев.

Мне предложили стать директором общества с ограниченной ответственностью за небольшое денежное вознаграждение, при этом пояснили, что никакой деятельностью я заниматься не буду. Будут ли мои действия правомерными, если я соглашусь стать директором фирмы?

«Описанные Вами действия образуют состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 173.2 УК РФ «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица».

Если детально, то уголовная ответственность наступает за предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдачу доверенности, если эти действия совершены для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице. В данном случае Вы будете являться подставным лицом, поскольку у Вас отсутствует цель управления юридическим лицом» - разъясняет начальник управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Самарской области Антон Атяскин.

«Санкцией данной статьи предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительные работы на срок до двух лет.

А предусмотрена ли ответственность для лица, которое мне это предложило?

«Безусловно, действия лица, предлагающего стать фактически номинальным директором, подпадают под ч. 2 ст. 173.2 УК РФ. Ответственность наступает за приобретение документа, удостоверяющего личность, если эти деяния совершены для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице.

Такому гражданину грозит штраф в размере от трехсот до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительные работы на срок до трех лет, либо лишение свободы на тот же срок.

Также действия лица, предлагающего стать фактически номинальным директором, подпадают под ч.1 ст. 173.1 УК РФ, предусматривающую ответственность за предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных повлекших внесение в соответствующий реестр сведений о подставном лице. Гражданин, совершивший преступление, предусмотренное ч.1 ст. 173.1 УК РФ, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок».

Что такое риск-ориентированный подход, применяемый в целях проверки предпринимателей?

На Ваш вопрос отвечает начальник отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Самарской области Александр Ляховецкий.

«Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований зависит от вида предпринимательской деятельности либо от используемых бизнесменом производственных объектов, которые отнесены к определенному классу (категории) опасности.

Ранее такой подход применялся при осуществлении федерального государственного пожарного надзора, федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного надзора в области связи, федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В настоящее время риск-ориентированный подход применяется при осуществлении лицензионного контроля за деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, государственного земельного надзора, лицензионном контроле за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В связи с внесенными изменениями в марте 2017 года в перечень отдельных видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, расширен с 4 до 38 позиций.

Узнать весь перечень видов государственного контроля (надзора), к которым применяется такой подход, можно изучив постановление правительства России «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» от 17.08.2016 № 806 на официальном интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru».

Имеет ли право работодатель расторгнуть трудовой договор с иностранным гражданином, если у последнего аннулировано вид на жительство по причине получения гражданства России?

Отвечает начальник отдела по надзору за соблюдением прав граждан прокуратуры Самарской области Иван Рагуля:

«Наличие у иностранного гражданина вида на жительство является разрешающим основанием для осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности, так как дополнительных разрешений в этом случае получать не нужно. Однако при аннулировании вида на жительство оснований для законного осуществления трудовой деятельности у иностранного гражданина нет (более подробно см. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Конкретно в данном случае, аннулирование вида на жительство по причине получения гражданства Российской Федерации не влечет отмену права осуществления трудовой деятельности на территории России, а отменяет сам разрешающий документов, являющийся основанием для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, за ненадобностью, ведь гражданин уже не является иностранным.

Таким образом, расторжение трудового договора с работником при аннулировании у него вида на жительство будет являться ущемлением его прав, ведь на момент расторжения договора данное лицо уже будет являться гражданином Российской Федерации.

При данных обстоятельствах работодателю достаточно внести изменения в трудовой договор, подписав с работником дополнительное соглашение.

За защитой нарушенных трудовых прав Вы вправе обратиться в прокуратуру Самарской области».

Во всех ли случаях потребителю надо обращаться с жалобой к предпринимателю на оказанные услуги перед тем как жаловаться в Роспотребнадзор?

На Ваш вопрос отвечает начальник отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Самарской области Александр Ляховецкий.

«Напомню, что с 1 января 2017 года вступили в силу изменения в законодательство о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Существенным изменения подверглась статья 10 Закона № 294-ФЗ по вопросам организации внеплановых проверок.

Так основанием для проведения внеплановой проверки является: «нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены)».

- То есть теперь в случае нарушения прав потребителя необходимо предварительно писать жалобу сначала предпринимателю, а потом в Роспотребнадзор?

«Нет. Дополнительное требование о предварительном обращении к субъекту хозяйственной деятельности, нарушившему права потребителя, не распространяется на случаи обращений и заявлений граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан или причинения такого вреда, т.е. когда в обращении указывается на нарушения требований санитарного законодательства и законодательства о техническом регулировании».

- Можете ли привести примеры из надзорной деятельности?

«Да, конечно. Прокуратурой области за истекший период 2017 года Управлению Роспотребнадзора по Самарской области (далее – Управление) согласованы две внеплановые проверки, основанием которых явились обращения граждан, содержащие сведения о возникновении причинения вреда жизни, здоровью граждан.

Так, в прокуратуру области поступило заявление Управления о согласовании внеплановой выездной проверки в отношении хозяйствующего субъекта, реализующим продукты питания, основанием которой послужило обращение гражданина К. о нахождении в торговом зале продуктов питания с истекшими сроками годности и их употребление может повлечь угрозу причинения вреда здоровью гражданам».

Является ли уважительной причина пропуска срока судебного обжалования увольнения? В начале февраля 2017 года меня незаконно уволили с работы. Знакомая посоветовала обратиться за защитой своих прав в Государственную инспекцию труда Самарской области. В марте мне пришел ответ о том, что мое увольнение произведено незаконно и разъяснено право обратиться в суд в течение месяца с момента получения приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. С момента получения приказа прошло почти 2 месяца. Можно ли обратиться в суд?

Комментирует ситуацию начальник управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Самарской области Оксана Нехаева:

«По общему правилу работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Такие требования установлены в ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации.

Суд не вправе отказать в принятии искового заявления по мотивам пропуска без уважительных причин срока обращения в суд, однако, если Вашим бывшим работодателем будет заявлено требование о применении срока исковой давности и установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, суд вправе принять решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу».

- Подскажите, какие причины могут быть признаны судом уважительными?

«В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

К таким причинам могут относиться: болезнь, нахождение в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи. Обращение в Государственную инспекцию труда Самарской области не является уважительной причиной пропуска срока обращения в суд».

В отношении меня суд вынес заочное решение. О рассмотрении гражданского дела мне не было известно, могу ли я обжаловать судебное постановление?

Отвечает начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Самарской области Татьяна Золина:

«Да, можете. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения (см. ч.1 ст. 237 ГПК РФ)».

- Что должно содержать данное заявление?

«Заявление об отмене заочного решения суда должно содержать:

  • наименование суда, принявшего заочное решение;
  • наименование лица, подающего заявление;
  • обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда;
  • просьбу лица, подающего заявление;
  • перечень прилагаемых к заявлению материалов.

Заявление об отмене заочного решения суда подписывается ответчиком или при наличии полномочия его представителем и представляется в суд с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле (см. ст. 238 ГПК РФ).

Важно отметить, что заявление об отмене заочного решения суда не подлежит оплате государственной пошлиной».

Проверку моей организации проводит прокурор, как долго она может продлиться, обязан ли я предоставлять ему документы, справки?

Отвечает начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Самарской области Вадим Федорин:

«Срок проведения проверки прокурором не должен превышать 30 календарных дней, а в исключительных случаях может быть продлен не более чем на этот же срок. Такие сроки прокурорской проверки появились с 17 марта 2017 года, после внесения изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».

- Обязан ли я предоставлять документы своей организации прокурору во время проверки? Если да, то в какие сроки?

«Да, обязаны. Законом предусмотрена обязанность руководителя организации представлять по требованию прокурора статистическую информацию, документы, справки и иные материалы или их копии в течение пяти рабочих дней со дня поступления такого требования, а в ходе проведения проверок исполнения законов – в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. Кроме того, устанавливается, что в чрезвычайной ситуации необходимые документы предоставляются прокурору в течение суток с момента поступления требования».

- Какие документы у проверяемой организации прокурор требовать не имеет права?

«Прокурор не вправе требовать у проверяемой организации:

  • информацию, документы, материалы или их копии в рамках проведения проверки, не обусловленные ее целями и не относящиеся к предмету указанной проверки;
  • информацию, документы, материалы или их копии, которые передавались органам прокуратуры в связи с ранее проведенной проверкой либо которые официально опубликованы в средствах массовой информации или размещены на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Важно отметить, что в случаях, если по ранее проведенной прокурором проверке появились новые или вновь открывшиеся обстоятельства, либо по истечении месячного срока не устраняются нарушения закона, выявленные в ходе первоначальной проверки, допускается повторная проверка в связи с теми же фактами, которым по итогам ранее проведенной проверки уже была дана или должна была быть дана правовая оценка».

- Как быть, если прокурор не выявил каких-либо нарушений Закона?

«Если в ходе проверки нарушений закона не выявлено, в десятидневный срок со дня ее завершения составляется акт, копия которого направляется в проверяемую организацию».

- Что делать, если не согласен с решением прокурора?

«Необходимо обратить внимание на то, что действия и решения прокурора, в том числе связанные с проведением проверок могут быть обжалованы физическими и юридическими лицами вышестоящему прокурору».

Хочу разместить нестационарный торговый объект, мне говорят, что нужна схема размещения такого объекта. О чем идет речь?

На вопрос отвечает начальник отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Самарской области Александр Ляховецкий:

«В данном случае речь идет о схеме размещения нестационарных торговых объектов.

В настоящее время законом предусматривается размещение нестационарных торговых объектов только в соответствии со схемами размещения нестационарных торговых объектов (подробнее см. ч.1 ст. 10 Федерального закона от 28.12. 2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»)».

- Кем разрабатываются и утверждаются эти схемы? Какими документами это регламентировано?

«Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления (см. ч. 2 ст. 5 Закона Самарской области от 05.07.2010 №76-ГД «О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области»).

Говоря о нашем регионе, необходимо отметить, что порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области утвержден Приказом министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 28.10.2016 №240.

Так, схема в городских округах разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления городских округов в разрезе районов городских округов. Схема в муниципальных районах утверждается органами местного самоуправления муниципального района на основании схем, разработанных и утвержденных поселениями, входящими в состав муниципального района».

С какого момента считать сделку купли-продажи нежилого помещения (магазина) заключенной? Я как предприниматель у муниципалитета приобрел по договору купли-продажи помещение магазина. Сделка считается заключенной с момента его подписания или с момента регистрации перехода права собственности?

Комментирует ситуацию начальник управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Самарской области Оксана Нехаева:

«Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Такое правило установлено статьей 425 Гражданского кодекса Российской Федерации. В то же время в статье 433 Кодекса указано, что договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает обязательную государственную регистрацию договора о продаже жилых помещений (ст. 558) и договора купли-продажи предприятия (ст. 560). Кодекс не предусматривает обязательной государственной регистрации сделок купли-продажи иных, кроме указанных, видов недвижимого имущества.

Регистрация перехода права собственности не означает регистрацию самого договора купли-продажи.

Поэтому договор купли-продажи объекта недвижимости следует считать заключенным с момента его подписания согласно п. 1 ст. 433 Кодекса, а не с момента государственной регистрации».

Что такое Единый реестр проверок? Зачем он нужен?

На вопрос отвечает начальник отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Самарской области Александр Ляховецкий:

«Органами прокуратуры Самарской области в ходе осуществления надзорных мероприятий выявляются нарушения законодательства о защите прав предпринимателей, в части учета проверок, проводимых в отношении субъектов предпринимательства.

В целях предотвращения совершения подобных правонарушений со стороны должностных лиц контрольно-надзорных органов напомню, что с 1 июля 2016 года законодатель обязал органы контроля (надзора) размещать в едином реестре проверок сведения о проведенных проверках. Органы муниципального контроля приступили к выполнению этих обязанностей с 1 января 2017 года».

- Объясните, что относится к Единому реестру проверок? Какую информацию он содержит?

«Единый реестр проверок (https://proverki.gov.ru/) является федеральной государственной информационной системой, оператором которой выступает Генеральная прокуратура Российской Федерации.

В данной системе содержатся сведения о всех плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в рамках Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Кроме того, там сосредоточена информация о результатах таких проверок, о принятых мерах по пресечению или устранению последствий нарушений требований законодательства».

- Разъясните подробнее какие сведения должен содержать Единый реестр проверок?

«К таким сведениям относятся: дата, время, продолжительность и место проведения проверки, составления акта проверки, фамилия, имя, отчество и должность проверяющего и руководителя юридического лица, уполномоченного представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, присутствующие при проведении проверки; сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя либо представителя организации; о наличии их подписей или об отказе в их совершении; сведения о выявленных нарушениях, их характере и лицах, допустивших указанные нарушения; указание на отсутствие нарушений; сведения о причинах невозможности проведения проверки (в случае, если проверка не проведена).

Кроме того, в реестр подлежат включению сведения о мерах, принятых по результатам проверки, а именно: о выданных предписаниях об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (реквизиты, срок выполнения, содержание предписания); о направлении материалов о выявленных нарушениях в государственные органы и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией; о фактах невыполнения предписаний; перечень принимаемых мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении; сведения о привлечении к административной ответственности виновных лиц; о приостановлении или об аннулировании ранее выданных разрешений, лицензий и иных разрешительных документах; сведения от отзыве продукции; о выполнении требований, изложенных в предписании; об исполнении постановления по делу об административном правонарушении; об обжаловании решений и действий (бездействия) органа контроля либо его должностных лиц и о результатах такого обжалования, другие обязательные сведения».

- Достаточно широкий перечень сведений, а в какие сроки органами контроля должна быть внесена такая информация?

«Порядок и сроки внесения в реестр проверок сведений определен постановлением правительства РФ от 28.04.2015 № 415.

К примеру, информацию об уведомлении проверяемого лица о проведении проверки необходимо внести в реестр не позднее дня направления уведомления, сведения о результатах проверки – не позднее 10 рабочих дней со дня ее окончания, о мерах, принятых по результатам проверки – не позднее 5 рабочих дней, со дня поступления такой информации в орган контроля».

- Ключевой вопрос – зачем нужен Единый реестр проверок?

«Ведение Единого реестра проверок обеспечивает открытость в деятельности контрольно-надзорных органов, дает возможность всем заинтересованным лицам подробнее узнать, допускает ли предприниматель или юридическое лицо нарушения в своей деятельности, устранены ли эти нарушения по результатам проверки.

Важно, что эти открытые сведения позволяют оградить субъекты предпринимательства от необоснованных проверок в будущем».

- Что грозит органам контроля (надзора) за не размещение такой информации в Едином реестре проверок?

«В случае неисполнения должностными лицами контрольно-надзорных органов требований законодательства предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ. Санкция статьи предусматривает наложение штрафа на виновное должностное лицо в размере от 3 000 до 5 000 рублей».

Будут ли проверять мое предприятие в плановом порядке, если оно включено в Сводный план проверок предпринимательства, а в плане контрольно-надзорного органа отсутствует?

Комментирует ситуацию начальник отдела по защите прав предпринимателей прокуратуры Самарской области Александр Ляховецкий:

«В прокуратуру Самарской области поступило обращение директора предприятия с вопросом когда и кто из контрольно-надзорных органов будет проверять в плановом порядке деятельность общества. Вопрос возник в связи с расхождением данных в Сводном плане проверок субъектов предпринимательства на 2017 год и плане контролирующего органа, размещенном в сети «Интернет».

Отвечая на вопрос следует обратить внимание, что Генеральная прокуратура Российской Федерации является единственным уполномоченным органов по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок (подробнее см. ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Данный план размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры России в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года.

В ходе мониторинга Сводного плана проверок предпринимательства на 2017 года (https://plan.genproc.gov.ru/plan2017/) установлено, что деятельность общества должны проверить в плановом порядке в июне 2017 года два контролирующих органа.

Таким образом, оснований для не проведения плановых проверок не имеется».

Случаи изменения условий муниципального контракта, влекущие административную ответственность

Комментирует заместитель начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Самарской области Сергей Курьянов:

«По общему правилу изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, прямо предусмотренных законодательством (подробнее см. ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

- Что относится к существенным условиям договора?

«Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида (ст. 432 Гражданского кодекса РФ). Требования к содержанию государственных и муниципальных контрактов содержатся в статье 23 Федерального закона № 44-ФЗ».

- Чем предусмотрена административная ответственность за изменения условий контракта? И какой её размер?

«Частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством России о контрактной системе в сфере закупок.

Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.

К примеру, прокуратурой Самарской области неоднократно возбуждались дела об административных правонарушениях в связи с изменением в муниципальные контракты в части продления сроков выполнения работ, изменения порядка их оплаты (в том числе изменения условий и порядка авансирования)».

- Кто несет такую административную ответственность?

«Административную ответственность по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ несут не только должностные лица государственных и муниципальных заказчиков, но и подрядчики по контрактам.

Отдельно необходимо отметить, что ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать график исполнения контракта.

Исходя из содержания ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ и ст. 432 ГК РФ, внесение изменений в указанный график также влечет привлечение к административной ответственности по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.

Привлечение к указанной административной ответственности также возможно в случае фактического внесения изменений в контракты без подписания дополнительных соглашений.

К примеру, подписание актов выполненных работ либо иное письменное согласование изменения объемов и состава работ в рамках контракта, также является внесением изменения в его существенные условия».

Межевание земельных участков, как способ защиты от мошенников и земельных споров с соседями

Комментирует заместитель начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Самарской области Сергей Курьянов:

«Из анализа обращений граждан, поступающих в прокуратуру области с доводами в сфере земельных отношений, следует, что одной из причин нарушения их прав и интересов является отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о границах спорных земельных участков, установленных в соответствии с требованиями действующего законодательства.

По информации филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области», в настоящее время лишь в отношении 41% земельных участков, учтенных в ЕГРН, содержатся сведения о границах, установленных в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Таким образом, в отношении порядка 59% земельных участков границы не установлены в соответствии с требованиями законодательства.

Отсутствие сведений о границах земельных участков в ЕГРН не исключает возможность формирования в их границах иных земельных участков, постановки таких участков на кадастровый учет, регистрации прав в ЕГРН, т.е. фактическое завладение земельным участком третьими лицами».

- Что необходимо предпринять для недопущения наступления негативных последствий для граждан?

«Для исключения подобных фактов, а также факторов, способствующих возникновению земельных споров, собственникам земельного участка необходимо осуществлять его межевание (в ходе которого устанавливается местоположение границ земельного участка посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части).

Для этого необходимо обратиться в МАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных (муниципальных) услуг» с заявлением о внесении изменений в сведения о земельном участке в ЕГРН.

Наличие в кадастре недвижимости сведений об уникальных характеристиках земельного участка, в том числе, сведений об описании местоположения его границ, является одним из условий включения такого земельного участка в качестве самостоятельного объекта недвижимости в имущественный оборот.

- Может ли кто-либо обязать собственника земельного участка внести изменения в ЕГРН?

Ранее предусматривалось, что никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица, осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.

Такие же правила предусмотрены в Федеральном законе от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (вступил в силу с 1 января 2017 года). Он также предусматривает, что кадастровый учет в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости, к числу которых, если объектом недвижимости является земельный участок осуществляется на основании заявления и необходимых для осуществления такого кадастрового учета документов, в том числе, межевого плана».

К какой ответственности могут быть привлечены сотрудники органов внутренних дел, если ими нарушен порядок рассмотрения обращений граждан?

Комментирует заместитель начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Самарской области Сергей Курьянов:

«В прокуратуру Самарской области поступают обращения граждан с просьбой привлечь к административной ответственности сотрудников органов внутренних дел в связи с непредставлением ответов по заявлениям граждан, либо их несвоевременным представлением.

В целом за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан статьей 5.59 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

Она наступает за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций.

Санкция статьи предусматривает наложение административного штрафа на виновных должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Полномочиями по возбуждению административных дел данной категории наделен исключительно прокурор.

При рассмотрении данного вопроса о привлечении к административной ответственности сотрудников органов внутренних дел за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан необходимо учитывать положения ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ.

Согласно нормам данной статьи (ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ) сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП, несут дисциплинарную ответственность».

Невнесение органами контроля сведений в Единый реестр проверок стало наказуемым

Комментирует ситуацию начальник отдела по защите прав предпринимателей прокуратуры Самарской области Александр Ляховецкий.

«Напомню, что в июле этого года Федеральным законом № 206-ФЗ внесены изменения в положения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Законодатель предусмотрел административную ответственность должностных лиц органов контроля (надзора):

  • за невнесение информации о проверке в Единый реестр проверок;
  • за нарушение сроков внесения информации о проверке в единый реестр проверок (два и более раза в течение одного года);
  • за внесение неполной или недостоверной информации о проверке в единый реестр проверок (два и более раза в течение одного года).

Состав правонарушения предусмотрен частью 3 ст. 19.6.1 КоАП РФ».

- Какие санкции предусмотрены за такое правонарушение?

«В качестве наказания за указанные действия (бездействие) к должностным лицам органов контроля (надзора) будет применяться предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей».

- Кто уполномочен возбудить и рассмотреть дело об административном правонарушении данной категории?

«Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 19.6.1. возбуждает прокурор, а рассматривает судья».

- Когда вступают изменения Закона в силу?

«Изменения в КоАП РФ вступили с 6 августа 2017 года».

Виновные в нарушение сроков порядка оплаты по контрактам будут привлекаться к административной ответственности

Комментирует ситуацию начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Самарской области Дмитрий Макаров.

«Напомню, что в конце июля этого года Федеральным законом № 189-ФЗ внесены изменения в положения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Законодатель предусмотрел административную ответственность для должностных лиц заказчиков государственных или муниципальных контрактов за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) в рамках обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.

Состав правонарушения предусмотрен ст. 7.32.5 КоАП РФ».

- Какие санкции предусмотрены за совершение такого правонарушения?

«На должностное лицо заказчика может быть наложен штраф в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Если указанные деяния совершены должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, то в таком случае данное должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от одного года до двух лет».

- Когда вступают изменения Закона в силу?

«Изменения в КоАП РФ вступили с 6 августа 2017 года».

Кто несет уголовную ответственность за недобросовестное отношение организации к уплате налогов?

«Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов организации установлена статьями 199-199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Законом предусмотрено, что отвечать за организацию-налогоплательщика обязан руководитель либо главный бухгалтер, то есть то лицо, которое фактически руководит юридическим лицом и принимает соответствующие решения» - разъясняет начальник управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Самарской области Антон Атяскин.

- А как складывается ситуация, если непосредственное руководство организацией осуществляет лицо, никаким образом формально не имеющее к ней отношение, то есть так называемый владелец бизнеса?

«Верно, в практике неоднократно сталкивались с такой ситуацией, когда бенефициар оформляет фирму на «своего» человека и по документам принимает также подставное лицо директором, которое только подписывает документы по его указанию.

Верховным судом даны разъяснения об этом в соответствующем постановлении Пленума, согласно которым к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов организации могут быть привлечены и лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера), организовавшие уклонение либо склонившие к совершению преступления других.

К примеру, в этом году приговором Промышленного районного суда г. Самары к реальному лишению свободы осужден владелец бизнеса и одновременно фактический руководитель организации».

Слышал, что скоро должен появиться какой-то «Реестр уволенных из-за коррупции»? Это правда?

Отвечает начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Самарской области Вадим Федорин:

«Напомню, что месяц назад (1 июля 2017 года) был принят Федеральный закон, который устанавливает требование размещать в сети Интернет сведения о применении взыскания к работникам в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений».

Если буквально, то в Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» включена статья 15 и правильно реестр называется: «Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия».

Согласно данной нормы, сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия».

- За кем закреплена обязанность внести такие сведения в Реестр?

«Обязанность по включению сведений в реестр возложена на орган (организацию), принявшие решение об увольнении лица в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения».

- А где можно ознакомиться с конкретным порядком внесения таких данных в Реестр?

«Порядок включения сведений в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, порядок исключения сведений из указанного реестра, порядок его ведения и размещения в государственной информационной системе в области государственной службы еще предстоит разработать правительству Российской Федерации.

Это необходимо сделать до 1 января 2018 года, поскольку нововведения должны заработать как раз с этого времени (01.01.2018)».

Слышал, что появились новые условия участия субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальных закупках. О чем речь?

Комментирует ситуацию начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Самарской области Дмитрий Макаров.

«Как известно, Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013 установлена обязанность заказчика осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства.

Напомню, что конкретный порядок участия субъектов малого и среднего предпринимательства в таких закупках (см. постановление правительства России от 11.12.2014 № 1352).

Вы правы, с 1 июля 2017 года в этот документ внесли изменения, которые фактически расширили круг заказчиков, обязывающих заключать муниципальные контракты с представителями малого и среднего бизнеса».

- А кого законодатель отнес к таким заказчикам?

«К таким субъектам отнесены такие юридические лица, как:

  • дочерние хозяйственные общества, у которых в уставном капитале более 50% долей принадлежит государственным компаниям;
  • хозяйственные общества, в уставном капитале доля участия субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50%.

Важно отметить, что указанные заказчики обязаны провести в 2017 году закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в размере не менее 9% совокупного стоимостного объема договоров, заключенных с 01.07.2017 по 31.12.2017.

Кроме того, учитывая данные изменения, с 1 января 2018 года вступит в силу новая форма годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства».

Что будет, если работодатель «забыл» направить уведомление о трудоустройстве бывшего государственного или муниципального служащего?

Отвечает начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Самарской области Вадим Федорин:

«Для начала напомню ситуации, когда работодатель бывшего государственного или муниципального служащего в обязательном порядке направляет уведомление по последнему месту службы о таком работнике. Указанная обязанность возникает у работодателя при заключении с бывшим государственным или муниципальным служащим трудового договора вне зависимости от размера предусмотренной им заработной платы, а в случае заключения гражданско-правового договора, если стоимость выполняемых работ по такому договору (превышает сто тысяч рублей в месяц)».

- В какой форме и в какие сроки происходит такое уведомление?

«Сообщение оформляется на бланке организации и подписывается руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (при наличии печатей).

Важно отметить, что такое уведомление необходимо направить в течение 10 дней со дня заключения такого трудового либо гражданско-правового договора».

- Какие последствия могут наступить для руководителя организации, который «забыл» направить такое уведомление?

«За невыполнение данного требования Закона наступает административная ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ в виде штрафа:

  • на граждан в размере от 2 тысяч до 4 тысяч рублей,
  • на должностных лиц – от 20 тысяч до 50 тысяч рублей,
  • на юридических лиц – от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

При этом, в соответствии с общими положениями административного законодательства одновременно к ответственности может быть привлечено, как юридическое лицо, так и виновное должностное лицо, например, директор организации».

- Кто уполномочен возбуждать и рассматривать дела об административном правонарушении данной категории?

«Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 19.29 возбуждает прокурор, а рассматривает судья.

При этом сроки давности привлечения к административной ответственности составляют 6 лет со дня совершения правонарушения.

В Самарской области за 6 месяцев 2017 года прокуроры возбудили 59 административных дел по ст. 19.29 КоАП РФ. По результатам их рассмотрения, суд привлек к административной ответственности 54 лица».

Административная ответственность за нарушение порядка и сроков оплаты государственных контрактов

Федеральным законом от 26.07.2017 N 189-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) дополнен новой статьей 7.32.5.

Впервые документ опубликован 26.07.2017 на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru).

Официальное начало действия документа – 06.08.2017.

Подробнее...

Возможны изменения категории субъекта малого и среднего предпринимательства

Впервые категория субъекта малого или среднего предпринимательства может быть изменена.

Данная информация изложена в письме ФНС России от 07.09.2016 N СД-4-3/16672@ (текст письма опубликован «Бухгалтерское приложение» (приложение к «Экономика и жизнь»), 2016, N 37). Произойдет данное изменение при формировании Реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года.

Подробнее...

Учет объектов негативного воздействия и присвоение ему категории

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об охране окружающей среды» до 01.01.2017 года планируется поставить на учет все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем в зависимости от степени воздействия присвоить им определенную категорию, с 1 по 4.

Подробнее...

Утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами

На официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 17.11.2016 г. опубликовано постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641».

Подробнее...

Утверждены Правила проведения торгов по формированию цен на услуги по сбору и транспортированию ТКО

В соответствии с частью 3 статьи 24.8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" Правительство Российской Федерации 03.11.2016 г. постановлением N 1133 утвердило Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора.

Подробнее...