8 (846) 207-18-52
samara@ombudsmanbiz.ru

Уполномоченный по защите прав
предпринимателей в Самарской области
Борисов Евгений Николаевич

Бизнес-омбудсмен

«Малый бизнес — один из основных катализаторов развития экономики. В развитых странах в сфере предпринимательства занято две трети работающих, которые генерируют более половины ВВП. В России малый бизнес только набирает обороты, и увеличение количества предпринимателей — одна из приоритетных государственных задач страны».

— Борисов Евгений Николаевич, Уполномоченный по защите прав
предпринимателей в Самарской области

Уполномоченный по правам предпринимателей рассказал о главных проблемах бизнеса

7 февраля 2018 года в 12.00 в здании Дома Журналистов в рамках акции: «Предприниматель и контрольно-надзорные органы» по инициативе союза журналистов состоялся круглый стол под председательством Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Самарской области Евгения Борисова на тему: «Защита законных интересов предпринимателей. Новые вызовы бизнесу».

Первым был освещен вопрос деятельности органов контроля и надзора и проблемы реализации Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 №294-ФЗ. Уполномоченный рассказал о риск-ориентированном подходе органов контроля при проведении проверок субъектов предпринимательской деятельности. Также коснулся Уполномоченный проекта Федерального закона № 332053-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который в настоящее время находится в Государственной Думе Российской Федерации.

Отдельно Уполномоченный и Бородин Алексей Викторович (адвокат, Вице-президент Палаты адвокатов Самарской области, эксперт pro-bono Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Самарской области) остановились на проблеме недостаточного применения к предпринимателям предупреждения вместо штрафов за административное правонарушение.

В качестве примера были приведены два случая, в первом, предприниматель принял на работу бывшего государственного служащего, не подав об этом в течение 10 дней соответствующего уведомления, за что был оштрафован дважды и как должностное лицо организации на сумму 20 000 тысяч рублей и как общество с ограниченной ответственностью на сумму 100 000 рублей. Хотя в дальнейшем суд и сократил сумму штрафа, до 70 000 рублей, она все равно осталась неподъемной для предпринимателя в сельской местности.

Вторым примером явился случай размещения Обществом с ограниченной ответственностью в г. Сызрань рекламного баннера на собственном здании без разрешения администрации. Узнав о нарушении, баннер был предпринимателем снят. Сумма штрафа для ООО за данное нарушение составляет до 1 миллиона рублей. Организация была оштрафована на сумму 500 000 рублей, руководитель оспорил штраф в суде, который сократил сумму в половину, оставив 250 000 рублей. В настоящее время предприниматель продолжает процесс судебного обжалования. В обоих случаях разумнее и логичнее было бы применить к предпринимателям предупреждение, однако, под различными предлогами этого сделано не было.

Из-под действия 294 Федерального закона выпадают также эпидемиологические расследования, так как регулируются 52-ФЗ и административные расследования.

Также затронул Уполномоченный и тему налога на движимое имущество для бизнеса.

Раньше предпринимателям было выгодно приобретать новое оборудование, поскольку оно в течение 3-х лет не облагалось налогом. Однако, с 01.01.2018 законодатель отдал регионам на откуп вопрос об установлении льгот по налогам на движимое имущество. Во многих регионах приняты законодательные акты с соответствующими льготами, однако в Самарской области такого местного закона нет, в связи с чем, всем предпринимателям купившим новое оборудование или другое движимое имущество придется предусмотреть с 01.01.2018 дополнительные расходы в 1,1% от стоимости такого имущества, что в перерасчете на деньги составляет 50 тысяч рублей налога на каждый 1 миллион стоимости имущества. Причем, что интересно, в категорию такого имущества попадает даже крупный рогатый скот.

Братчиков Владимир Петрович (Исполнительный директор РОР «Союза работодателей Самарской области») выступил с позицией по данному вопросу. «Объем разрухи с применением этого налога для предприятий сложится достаточно серьезный. Мы сами себя пытаемся задушить. Сами пытаемся модернизировать производство и сами при этом, себя критикуем. Надеемся, что рано или поздно, но вопрос решится разумно. Здравый смысл говорит о том, что на словах бизнес мы поддерживаем, а как только такой вопрос поднимается, то этого не происходит. Конечно, казна региона получит значительные суммы от сбора этого налога, но это обеспечит не прогресс, а стагнацию». «Товар, выпускаемый, например оборонными предприятиями должен быть конкурентоспособным и продаваемым, заводы нуждаются в модернизации и обновлении, но вместо этого попадут под новый налог».

Борисов Е.Н. поддержал озвученную позицию, добавив «Все в Правительстве считают будущие налоги, но никто не считает, какой эффект это даст в будущем».

Бранчевский Сергей Львович (директор ООО «РМЦ». Руководитель Ассоциации «Саморегулируемая организация «Объединение медицинских учреждений» в Самарской области) также поддержал мнение выступавших. «Медицинский бизнес можно условно разделить на 2 группы, это крупные инвестиции, такие как, например, Медгард, ИДК и небольшие частные врачебные практики. В Самарской области действуют около 1500 лицензий на медицинскую деятельность, из них 70% это частные практики. Большинство не имеют объектов недвижимости, работают и платят налоги по УСН. Новый налог препятствует приобретению нового оборудования, а в нашей сфере это может привести к уменьшению оборота и увеличению стоимости услуг. Новое оборудование стимулирует создание новых рабочих мест и появление новых видов услуг, повышение качества. В медицине 2-3 года меняются технологии, новое оборудование просто необходимо».

Сергеев Денис Иванович (генеральный директор АО «Ространстерминал») «Новое оборудование - это орудие производства. С таким подходом, выгоднее купить старое оборудование, истратить деньги на его ремонт и переделку. Если каждое предприятие будет самостоятельно обращаться в Минфин РФ за персональной льготой – это 100% коррупционный фактор».

Крикова Ольга Александровна (заместитель начальника УФНС России по Самарской области) выступила перед собравшимися и доложила о происхождении налоговой ставки на движимое имущество, в частности о том, что это не новый налог, а лишь возобновление старого налогового порядка, действовавшего до 2013 года. У Самарской области еще не истекло время на принятие решения по этому виду налога, и возможно решение, устраивающее бизнес будет принято. В любом случае, затронет он только предпринимателей, находящихся на общей системе налогообложения. Те, кто является плательщиками УСН, ЕНВД, ЕСХН и патента он не коснется. В основном налог затронет крупный и средний бизнес.

Третьим вопросом для обсуждения на заседании стал вопрос о налоге на недвижимое имущество.

Борисов Е.Н. отметил, что в Самарской области 34000 объектов недвижимости стали объектом налогообложения исходя из кадастровой стоимости. При этом в Татарстане таких объектов всего 300. В других регионах количество также значительно в меньшую сторону отличается от Самарской области. «Наша задача подняться с 65 места в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов и войти в первую 10-ку. Необходимо ввести льготные условия для бизнеса и увеличить площадь помещений, не подпадающих под такой налог».

Крикова Ольга Александровна (заместитель начальника УФНС России по Самарской области) пояснила, что цель налога была не в том, чтобы обложить налогом всех подряд, а чтобы появился элемент справедливости, при котором физическое лицо владеющее коммерческим объектом и извлекающее прибыль оплачивало налог как и субъект предпринимательской деятельности. У многих предприятий нет недвижимого имущества, оно оформлено на учредителей. С введением налога на недвижимость элемент справедливости появился.

Уполномоченный обозначил проблему неналоговых платежей для бизнеса, таких, например, как ЕГАИС, Платон, онлайн ККТ, система Меркурий, и др.

По просьбе присутствующих, он отдельно остановился на электронной системе Меркурий, которая необходима для производителей и продавцов продуктов питания.

С нового года, согласно ФЗ от 13.07.2015 № 243 «О внесении изменений в Закон РФ «О ветеринарии»», все компании, которые участвуют в обороте товаров животного происхождения, обязаны перейти на электронную ветеринарную сертификацию через федеральную государственную информационную систему (ФГИС) «Меркурий». Это производители и дистрибьюторы товаров, поднадзорных Госветконтролю — мясокомбинаты, птицефабрики, молочные заводы, производители морепродуктов, а также логистические центры, торговые сети и розничные магазины. Сейчас они могут выбирать, как им оформлять ветеринарные сопроводительные документы (ВСД): в электронном виде или на бумаге. С нового года они будут обязаны делать это только через ФГИС «Меркурий».

Отсутствие ветеринарно-сопроводительных документов повлечет штраф. Согласно ст. 10.8 КоАП, штраф составит от 3 000 руб., если будет выписан на водителя как должностное лицо, либо от 10 000 до 20 000 руб. — на юридическое лицо. В последнем случае наказанием также может стать приостановление деятельности организации на срок до 90 суток.

Это будет работать следующим образом. Ферма отправляет поставку мясокомбинату — оформляет электронные ветеринарные сопроводительные документы на партию. Мясокомбинат при получении делает отметку в «Меркурии», что эту партию он принял с ветеринарным свидетельством под таким-то номером — гасит. Из данного сырья мясокомбинат произвел колбасу, сосиски и фарш и отправляет их в различные торговые точки — на каждую позицию своей поставки он создает новые ВСД. Когда магазин принимает товар — соответствующие ВСД ему нужно погасить в «Меркурии».

Таким образом, с помощью системы можно будет проследить, откуда на прилавке взялась конкретная колбаса и какие фермы поставили для нее мясо. Планируется, что такая система работы с ветеринарными сопроводительными документами не даст шанса контрафакту. Кроме того, внедрение Меркурия позволит снизить расходы для бизнеса на получение ветеринарных справок на бумаге, каждая из которых оплачивается отдельно.

В настоящее время Департамент ветеринарии готовит к утверждению новые тарифы по ветеринарному обследованию мяса и др. Уполномоченный внимательно изучает, из каких показателей складывается цена на услуги подведомственных Департаменту учреждений.

С последней темой выступил Арзиани Вахтанги Эдуардович (адвокат, общественный помощник Уполномоченного по защите прав предпринимателей в сфере незаконного уголовного преследования и реализации амнистии) и рассказал собравшимся о работе ситуационного центра при Уполномоченном по защите прав предпринимателей и о вопросах, с которыми предпринимателям можно звонить на «горячую линию». Каждый предприниматель, у которого заблокировали денежные средства на счете, или который получил отказ в открытии банковского счета необходимого для ведения предпринимательской деятельности, может позвонить по бесплатному номеру 8-800-511-53-63, на котором специалист зафиксирует информацию по проблеме для дальнейшего обобщения Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Самарской области, а также окажет предпринимателю первичную консультацию по решению данного вопроса.

С 23 января 2018 года «горячая линия» принимает звонки от предпринимателей по факту ареста правоохранительными органами имущества и документов в рамках следственных и оперативных мероприятий.

В завершении круглого стола, Уполномоченный отметил, что озвученный перечень проблем не является исчерпывающим, каждый год несет новые риски и угрозы для бизнеса. Итоговый доклад Уполномоченного по итогам 2017 года включает в себя весь перечень проблем бизнеса в Самарской области и предложения по их решению. Работа в данном направлении продолжается.