8 (846) 214-58-14
samara@ombudsmanbiz.ru

Уполномоченный по защите прав
предпринимателей в Самарской области
Харченко Эдуард Иванович

Бизнес-омбудсмен

Ежегодный доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Самарской области Евгения Борисова

09.06.2015 Уполномоченный выступил в Самарской Губернской Думе с ежегодным докладом о проделанной работе за 2014 год.

Депутаты и приглашенные с интересом выслушали информацию Уполномоченного в части проблем, мешающих развитию бизнеса в Самарской области.

В частности были озвучены следующие проблемы:

  1. Высокие цены на энергоносители и сложность подключения к ним.
    Сравнительный анализ цен на электроэнергию для малого и среднего бизнеса в Самарской области показал, что стоимость 1 квт/ч колеблется от 5,5 рублей до 8,5 рублей, что является самым высоким показателем в ПФО.
    Уполномоченным предложены пути решения данной проблемы.
    Необходимо внести изменения, устанавливающие квалифицированные требования, для сетевых организаций, которых в настоящее время более 90, определяющие право оказывать услуги по передаче электроэнергии, а также сократить число таких «посредников».
  2. Проблемы подключения к газораспределительной и энергетической сетям
    Уполномоченным было направлено письмо в адрес Первого вице-Губернатора - председателя Правительства Самарской области Нефёдова А.П. с рекомендацией включить в План мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Самарской области в 2015-2017 годах, утвержденный Распоряжением Правительства Самарской области от 13.02.2015 № 89-р следующее предложение: Создать «единое окно» для субъектов малого и среднего предпринимательства при подключении к энерго- и газосетям в целях упрощения взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства с естественными монополиями. Уменьшить общекотловые тарифы на электроэнергию для малого и среднего бизнеса в два раза.
    В настоящее время в антикризисный План внесено мероприятие по разработке регионального стандарта по подключению к объектам инженерной инфраструктуры (электрические сети, водоснабжение, водоотведение. Теплоснабжение, газоснабжение)
  3. Экологические требования к предпринимателям.
    Довольно большой круг проблем, с которыми обращаются предприниматели, связан с исполнением экологического законодательства.
    В настоящее время Уполномоченным в рамках соглашения о сотрудничестве ведется совместная работа с природоохранным прокурором, проводятся совместные приемы предпринимателей.
    В 2014 году был проведен «круглый стол» по данной проблеме по итогам которого Уполномоченным было направлено письмо в адрес председателя Самарской Губернской Думы В.Ф.Сазонова с просьбой рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующее Федеральное законодательство в части:
    • разграничения деятельности по производству и накоплению отходов и по обращению с отходами, признания обращения с отходами - отдельным видом деятельности, осуществляемым профессиональными организациями;
    • отмены составления Паспорта отходов I – IV классов опасности для субъектов малого предпринимательства, предоставив право декларировать отходы при условии, что данный вид отходов включен в Федеральный классификационный каталог отходов;
    • отмены обязанности субъектов малого предпринимательства осуществлять плату за размещение отходов, переложив обязанности на профессиональные организации, специализированным видом деятельности которых является деятельность по обращению с отходами в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды».
  4. Возросшая кадастровая стоимость земельных участков и стоимость аренды недвижимого имущества.
    После принятия Постановления Правительства Самарской области от 13.11.2013 № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» вступившего в силу в 2014 году в адрес Уполномоченного поступило множество обращений предпринимателей, ассоциаций предпринимателей по вопросу увеличения кадастровой стоимости земли.
    Проблема резкого увеличения кадастровой стоимости и высоких коэффициентов коснулась предпринимателей всей Самарской области. Нередки случаи, когда кадастровая стоимость участка оказывается значительно выше, чем его рыночная стоимость.
    В настоящее время создана рабочая группа при Самарской Губернской Думе, в состав которой входит Уполномоченный, которая занимается выработкой мер по данному вопросу, проводится анализ случаев установления необоснованно высоких цен на земельные участки.
  5. Проблема сохранения и развития нестационарной торговли
    Администрация г.о. Самара относит объекты, не включенные в Схему размещения нестационарных объектов к категории самовольно установленных, при этом министерство имущественных отношений Самарской области, используя сложившуюся ситуацию не перезаключало договора аренды на новый срок, а письмами в адрес предпринимателей подтверждало действие старых договоров – как заключенных на неопределенный срок.
    С 01.03.2015 года полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара переданы из ведения министерства имущественных отношений в ведение администрации г.о.Самара.
    Необходимо принять меры к тому, чтобы торговые объекты имевшие договора подобного рода были узаконены новыми договорами на длительный срок. По итогам совместного совещания министерством имущественных отношений Самарской области с министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области было предложено Администрации г.о. Самара принять меры, направленные на разрешение ситуации в данной сфере.
  6. Сельскохозяйственные рынки, ярмарки
    В августе 2014 года министерство промышленности и торговли Российской Федерации направило в Правительство Самарской области письмо в котором рекомендовало, в целях развития региональной товаропроизводящей инфраструктуры и улучшения доступности для населения свежих продуктов питания, организовать на территории субъектов Российской Федерации постоянно действующие продуктовые ярмарки с режимом работы не менее двух дней в неделю из расчета 1 ярмарка на 30 тыс. населения, но не менее 1 ярмарки в населенном пункте.
  7. На конец 2014 года на территории Самарской области функционировало порядка 100 ярмарок. В г.о. Самара не функционирует ни одна муниципальная ярмарка, что не только не позволяет малым в том числе сельхозпроизводителям напрямую реализовывать произведенную ими продукцию на рынке без посредников, но и ограничивает граждан в возможности приобрести свежие продукты и товары непосредственно у производителя. Для решения проблемы с выходом на рынки производителей сельскохозяйственной продукции Уполномоченным было направлено письмо в адрес Первого вице-Губернатора - председателя Правительства Самарской области Нефёдова А.П. с предложениями, который в Плане мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Самарской области в 2015-2017 годах, утвержденный Распоряжением Правительства Самарской области от 13.02.2015 № 89-р включены в следующей редакции:

    • Осуществление мероприятий по повышению эффективности деятельности в сфере заготовки, хранения, переработки, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции;
    • Создание условий для расширения рынка сбыта продукции отечественных товаропроизводителей посредством развития современной инфраструктуры потребительского рынка, повышения территориальной доступности торговых объектов для населения Самарской области. (Распоряжение «О внесении изменений в распоряжение Правительства СО от 13.02.2015 № 89-р «Об утверждении Плана мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Самарской области на 2015 – 2017 годы»)
  8. Незаконное предпринимательство
    Предприниматели, которые прекращают официальную предпринимательскую деятельность, пополняют ряды граждан, ведущих незаконную предпринимательскую деятельность. Выдержать конкуренцию законопослушному предпринимателю сложно, это однозначно приводит к уменьшению легального предпринимательства. Данная проблема систематически устно озвучивалась предпринимателями на встречах с Уполномоченным в городских округах и муниципальных районах Самарской области. Кроме того, в адрес Уполномоченного поступило множество официальных обращений от объединений и ассоциаций предпринимателей и отдельных представителей бизнеса по данной проблеме (г.о. Сызрань, г.о. Новокуйбышевск, г.о. Отрадный, г.о Нефтегорск). Принимая во внимание, что нелегальный бизнес наносит экономический ущерб законопослушным предпринимателям и государству, которое недополучает доходов в бюджеты всех уровней, существует еще и ярко выраженный репутационный вред для законопослушных предпринимателей, чья добросовестная деятельность и качество оказываемых услуг подвергаются сомнению со стороны потребителей столкнувшихся с некачественными услугами нелегальных бизнесменов. Также необходимо особо отметить повсеместно распространенную нелегальную торговлю алкогольной продукцией, суррогатного происхождения и напрямую угрожающую жизни и здоровью граждан.
    В адрес Губернатора Самарской области Н.И.Меркушкина было направлено письмо с предложением ужесточить ответственность за незаконное предпринимательство по опыту Белгородской области.
    Принятие данных мер приведет к стабилизации бизнеса его дальнейшему развитию, ухода из тени, обеспечит рост рабочих мест и даст возможность местным производителям через сеть НТО реализовывать местную продукцию.